ВУСТЕР ] ДЕРБИ ] ДОУЛТОН ] МЕЙСЕН ] МИНТОН ] НИМФЕРБУРГ ] СЕВР ] СПОУД ] ХЕХСТ ] ЧЕЛСИ ]

Чайный сервиз из твердого фарфора

СЕВРСКИЙ ФАРФОР (франц. Sevres), французский фарфор, выпускаемый Севрским фарфоровым заводом, основанным в 1756 году близ Парижа.

 

Севрский фарфор ведет свое начало с фарфоровой мануфактуры, открытой в 1738 году в Венсене и выпускавшей главным образом изделия из мягкого фарфора. Венсенский фарфор начального периода отличался мастерством отливки разнообразных цветов, покрытых позолотой. С 1745 года мануфактуре принадлежало монопольное право в производстве фарфора, туда стремились лучшие художники, дизайнеры-модельеры, ювелиры. Широко известны сосуды дизайнера-ювелира Клода Дюплесси, украшенные позолотой. 

Венсенская супница. Вторая половина 18 века

Покровителем Венсенской мануфактуры, а затем и Севрской был Людовик XV, его фаворитка мадам де Помпадур проявляла живейший интерес к делам фабрики, которая стала называться Королевской фарфоровой мануфактурой. Позднее, в 1764 году после смерти фаворитки короля ее место заняла мадам Дюбарри, которая также стала влиятельной патронессой севрского фарфора.

В середине 1750-х годов был освоен выпуск статуэток из неглазурованного фарфора — бисквита в стиле рококо, который был ведущим для искусства в целом этого времени. Фигурки и группы из бисквита, многие из которых создавались по моделям Фальконе, Буазо и др. скульпторов, отличались совершенством линий и необыкновенной пластичностью материала. Огромного прогресса севрские мастера достигли в получении химическим путем специальных фоновых красителей нежных тонов (небесно-голубого, желтого, зеленого, бирюзового).

 «Розовый попурри» в стиле шинуазри для мадам де Помпадур. Работа Клода Дюплесси. 1760 год.

Классический розовый фарфор получил название «роз Помпадур». Не заполненные красителем пространства изделий расписывались прекрасными цветами, птицами с яркими оперением, щедро покрывались позолотой.

В 1756 году венсенская фабрика была переведена в новое здание, построенное в Севре. С этого времени Королевская фарфоровая мануфактура становится бесспорным лидером в производстве роскошного фарфора, превосходя лучшие мейсенские образцы. Король начал проводить ежегодные выставки, где весьма успешно продавались высококачественные изделия производства его придворной фабрики, что приносило немалый доход.

К работе в Севре был привлечен талантливый художник и скульптор Франсуа Буше, который прославился своими детскими фигурами из бисквита.

Севрские гончары, начав с 1768 года выпускать твердый фарфор, разработали новые фоновые цвета — синий, черепаховый, коричневый, черный. Стилевые предпочтения стали отдаваться неоклассицизму.

После Великой французской революции Севрский завод перешел в государственную собственность, производство начало хиреть, но с приходом А. Броньяра, который стал с 1800 директором фабрики, оживилось. Он разработал оригинальные красители, имитирующие роспись масляными красками.

 Севрская ваза в стиле ампир

В эпоху Наполеона создавались специально для императора огромные вазы, столовые сервизы с изображением сцен его военных побед. Этот стиль получил название ампир. Позднее были выпущены серии тарелок с индустриальными изображения, включая цеха самой севрской фабрики, эти работы считаются шедеврами керамической росписи.

Произведения севрского фарфора престижны для любого коллекционера керамики. Выставляемые на аукционах изделия из севрского фарфора почти всегда являются раритетами и стоят очень дорого. Керамические коллекции Уильяма Баррела, Ричарда Уоллеса украшают немало севрских шедевров.

 

 

 

  © "Кирилл и Мефодий", 1999

 
Используются технологии uCoz