ВУСТЕР ] ДЕРБИ ] ДОУЛТОН ] МЕЙСЕН ] МИНТОН ] НИМФЕРБУРГ ] СЕВР ] СПОУД ] ХЕХСТ ] ЧЕЛСИ ]

Супница и тарелка

МЕЙСЕНСКИЙ ФАРФОР, немецкий фарфор, изготовлявшийся на старейшем в Европе (основанном в 1710 году) фарфоровом заводе в саксонском городе Мейсене (или Майсене — нем. Meissen).

 

История открытия секрета изготовления фарфора напоминает сюжет авантюрного романа. В конце 17 — начале 18 века в Европе изделия привозного китайского и японского фарфора ценились на вес золота. Многие европейские мастера стремились разгадать тайну фарфора, но безуспешно. В начале восемнадцатого века саксонский курфюст Фридрих Август

Фарфор И. Бетгера

Первый, он же король Речи Посполитой Август Второй, известный в Европе под прозвищем Август Сильный, в союзе с русским царем Петром Первым вел разорительную войну с шведским королем Карлом Двенадцатым. Отчаянно нуждаясь в деньгах, Август Сильный пригласил в Саксонию немецкого химика Иоганна Бетгера (1682-1719), который обещал открыть секрет философского камня и алхимический способ изготовления денег. В ходе своих опытов Бетгер обнаружил способ спекания керамической массы. Первые бетгеровские изделия производились из обыкновенной глины и имели коричневый цвет черепка. Бетгер искусно подражал китайским и японским формам изделий. В 1709 году Бетгером совместно с физиком Э Чирнхаузом были открыты секрет каолина — основы белого фарфора. Оценив результаты изысканий Бетгера, Август Сильный в 1710 году основал близ Дрездена Мейсенскую мануфактуру. Самому Бетгеру, которого Август держал в строгой изоляции, это не принесло счастья: он пытался бежать из Саксонии и был отравлен по приказу курфюста.
Чайник И. Бетгера из каменной массы

В 1710-1719 годах мануфактура выпускала изделия шинуазри, а также керамические подражания бронзовым сосудам. Цвет черепка этих изделий был светлым серо-желтоватым, а декор часто представлял цветочный узор. В этот период в Мейсене производили не только фарфор, но и прекрасные вещи из каменной массы.

«Арлекин». Иоганн Кендлер. 1730-е годы

В 1720-1735 годах на мануфактуре работал замечательный художник Илганн Херольд, который создавал прекрасные изделия в подражание китайскому и японскому фарфору.

«Скульптурный» период (1735-1760 годы) отмечен выпуском мелкой пластики (фигурки людей, животных), выдающимся мастером которой стал скульптора Иоганн Кендлер. Для его творчества характерны фигурки животных и птиц, вылепленные с натуры, метафорические фигуры, олицетворяющие времена года, пять органов чувств, персонажи комедии дель арте, многофигурные произведения.

 

После Семилетней войны 1756-1763 годов мейсенский фарфор стал вытесняться севрским. И хотя в конце 18 века в Мейсене выпускались прекрасные изделия в стиле неоклассицизма, период безусловного лидерства в Европе мейсенского фарфора остался позади. Коллекционирование антикварного мейсенского фарфора весьма престижно, изделия из него стоят весьма дорого. Помимо придворных коллекций, крупнейшее русское собрание мейсенского фарфора находилось в семье Шереметевых и представлено ныне в Музее керамики в Кускове.

  © "Кирилл и Мефодий", 1999

 

 

Используются технологии uCoz