|
|
Супница и тарелка |
МЕЙСЕНСКИЙ
ФАРФОР,
немецкий фарфор, изготовлявшийся на старейшем в Европе (основанном в 1710
году) фарфоровом заводе в саксонском городе Мейсене (или Майсене — нем.
Meissen). История открытия секрета изготовления фарфора напоминает сюжет авантюрного романа. В конце 17 — начале 18 века в Европе изделия привозного китайского и японского фарфора ценились на вес золота. Многие европейские мастера стремились разгадать тайну фарфора, но безуспешно. В начале восемнадцатого века саксонский курфюст Фридрих Август |
Фарфор И. Бетгера |
Первый,
он же король Речи Посполитой Август Второй, известный в Европе под прозвищем
Август Сильный, в союзе с русским царем Петром Первым вел разорительную
войну с шведским королем Карлом Двенадцатым. Отчаянно нуждаясь в деньгах,
Август Сильный пригласил в Саксонию немецкого химика Иоганна Бетгера (1682-1719),
который обещал открыть секрет философского камня и алхимический способ изготовления
денег. В ходе своих опытов Бетгер обнаружил способ спекания керамической
массы. Первые бетгеровские изделия производились из обыкновенной глины и
имели коричневый цвет черепка. Бетгер искусно подражал китайским и японским
формам изделий. В 1709 году Бетгером совместно с физиком Э Чирнхаузом были
открыты секрет каолина — основы белого фарфора. Оценив результаты изысканий
Бетгера, Август Сильный в 1710 году основал близ Дрездена Мейсенскую мануфактуру.
Самому Бетгеру, которого Август держал в строгой изоляции, это не принесло
счастья: он пытался бежать из Саксонии и был отравлен по приказу курфюста. |
Чайник И. Бетгера из каменной массы |
В
1710-1719 годах мануфактура выпускала изделия шинуазри, а также керамические
подражания бронзовым сосудам. Цвет черепка этих изделий был светлым серо-желтоватым,
а декор часто представлял цветочный узор. В этот период в Мейсене производили
не только фарфор, но и прекрасные вещи из каменной массы.
|
«Арлекин». Иоганн Кендлер. 1730-е годы |
В
1720-1735 годах на мануфактуре работал замечательный художник Илганн Херольд,
который создавал прекрасные изделия в подражание китайскому и японскому
фарфору. «Скульптурный»
период (1735-1760 годы) отмечен выпуском мелкой пластики (фигурки людей,
животных), выдающимся мастером которой стал скульптора Иоганн Кендлер.
Для его творчества характерны фигурки животных и птиц, вылепленные с натуры,
метафорические фигуры, олицетворяющие времена года, пять органов чувств,
персонажи комедии дель арте, многофигурные произведения.
После
Семилетней войны 1756-1763 годов мейсенский фарфор стал вытесняться севрским.
И хотя в конце 18 века в Мейсене выпускались прекрасные изделия в стиле
неоклассицизма, период безусловного лидерства в Европе мейсенского фарфора
остался позади. Коллекционирование антикварного мейсенского фарфора весьма
престижно, изделия из него стоят весьма дорого. Помимо придворных коллекций,
крупнейшее русское собрание мейсенского фарфора находилось в семье Шереметевых
и представлено ныне в Музее керамики в Кускове. |